Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1 кв. 2022 г.

3 июня 2022 г.

Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1 кв. 2022 г. составил 78,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублёвая динамика продаж относительно аналогичного периода 2021 г. был зафиксирована на уровне 69,6%, напомним, что по итогам 2021 г. прирост достигал величины 52,7%. С одной стороны темпы развития e-com сегмента растут, но если в прошлом году динамика он-лайн канала почти на порядок опережала соответствующие показатели в офф-лайне, то сейчас речь идёт только о двукратном опережении, традиционный канал фармрозницы по итогам анализируемого периода показал прирост на уровне 32,4%.

Конечно, в марте 2022 г. фармацевтической рознице пришлось пережить довольно сложный период, связанный с ажиотажным спросом и тотальным дефицитом ликвидности на рынке, это не могло не отразиться на деятельности e-com сегмента, но справедливости ради надо отметить, что он-лайн технически уже близок к потолку своего развития в рамках существующих ограничений на продажу рецептурного ассортимента. Причём вопрос не только в прямом выпадении значительной части выручки, но и невозможности полноценного запуска системы доставки – экономика процесса оправдана только от определённой суммы заказа, а в условиях искусственного ограничения ассортимента в он-лайн рост среднего чека естественно ограничен.

Тем не менее в 1 кв. 2022 г. доля e-com канала в общем объёме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики продолжила расти и достигла 16,2%. Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОР-20 за период, достигла 67,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), сейчас крупнейшие компании объединяют 86% от общего объёма операций сегмента электронной торговли. При этом относительно результатов 2021 г. нужно отметить некоторые тенденции концентрации, доля топовых компаний выросла на 0,5%. Масштаб бизнеса, все всяких сомнений, важен для возможностей развития, особенно в ситуации дефицита ликвидности на рынке. С большой долей уверенности можно заявлять, что до конца текущего года данная ситуация будет только усугубляться.

Позиции участников рейтинга в рамках первой тройки не изменились, по-прежнему абсолютным лидером выступает «Аптека.ру», по состоянию на 1 апреля 2022 г. организация объединяла порядка 24,1 тыс. аптечных учреждений и с точки зрения рыночной доли более чем в три раза опережает ближайших преследователей сегмента e-com. Правда с точки зрения динамики продаж лидер растёт заметно медленнее средних отраслевых показателей, а также кратно отстаёт от конкурентов. Но, учитывая внушительный отрыв, позиции компании в топе в ближайшие несколько лет едва ли что-то угрожает. «Здравсити», как наиболее близкий с точки зрения бизнес-модели конкурент по итогам анализируемого периода расположился на 4-м месте, с точки зрения количественного состава организация несколько отстаёт от лидера, компания объединяет 20,2 тыс. точек, при этом игрок один из лидеров за период с точки зрения динамики, относительно 1 кв. 2021 г. выручка выросла в 2,6 раза. Абсолютным лидером по показателю прироста продаж стала «Ригла», за год компания увеличила объём операций в e-com в 2,7 раза. Сопоставимыми темпами наращивают оборот самарская «Вита» (рост в 2,6 раза) и, вернувшаяся к историческому названию, «Еаптека» (в 2,3 раза).

Пример отрицательной динамики среди топовых компаний был только один, на 6% сократился объём операций «Имплозии», не очень хорошо чувствовал себя так же он-лайн проект «АСНА», здесь динамика зафиксирована на уровне 5%, но учитывая, что это почти в 14 раз ниже среднеотраслевой динамики, записывать этот период себе в актив довольно сложно.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1 кв. 2022 г.**