Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: в 2023 г. российские производители лечебного энтерального питания обеспечили прирост продаж в рознице на уровне 69% в рублях

9 февраля 2024 г.

Суммарный объём продаж лечебного энтерального питания на российском розничном рынке (включая e-com сегмент) составил по итогам 2023 г. 4,8 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), всего было продано 12,4 млн. упак. соответствующей продукции. На рынке фиксируется разнонаправленная динамика: рост рублёвого объёма (на 12,2% в рублях) и сокращение натуральных продаж (-1,9%), учитывая, что разница здесь довольно существенная приходится констатировать, что рынок в прошлом году развивался исключительно за счёт инфляционного фактора. При этом здесь происходили серьёзные структурные изменения, вызванные активным развитием маркетплейсов. Так в 2023 г. онлайн формат показал рост продаж лечебного энтерального питания на 56,5% в денежном и на 41% в натуральном выражении. Оффлайн при этом потерял порядка 9% натуральных продаж, а рублёвый объём стагнировал, показывая динамику +1,9%. В итоге общая доля e-com канала за год выросла в денежном выражении на 7,4%, достигнув по итогам 2023 г. показателя 26,3%, показатель в упаковках прибавил к 2022 г. 6,2% и в прошлом году был зафиксирован на отметке 20,4%.

В оффлайне наблюдается выраженный региональный перекос потребления, в частности максимальный объём реализованной продукции приходился на Центральный федеральный округ (ФО), здесь по итогам 2023 г. было реализовано порядка 3,11 млн. упак. лечебного энтерального питания на сумму порядка 1,22 млрд. руб. – это порядка трети от общего объёма соответствующего канала рынка. Второй результат у Приволжского ФО, причём с более чем двухкратным отставанием от лидера, замыкает же тройку региональных рынков Северо-Западный ФО. Интересно, что в ЦФО и СЗФО в рознице присутствуют продукты с максимальной ценой за упаковку – порядка 392 руб. Сопоставимый результат показывает Северный Кавказ (390 руб.). А наименьший ценник по итогам прошлого года зафиксирован на Урале – порядка 306 руб. за упаковку. Примечательно, что e-com канал работает с наиболее дорогими продуктовыми линейками, здесь за 1 упаковку потребители отдавали почти 500 руб.

Суммарно на розничном рынке в 2023 г. присутствовало 32 торговых марки лечебного энтерального питания, это на одно наименование больше, чем в 2022 г., список расширился за счёт Сенеопро Виско клиа Дисфагия, который, как следует из названия, применяется при нарушениях акта глотания. При этом суммарное количество SKU выросло на 10 позиций, в 2023 г. в ритейле были представлены 265 товарных наименований. Абсолютным лидером розничного рынка с точки зрения рублёвого объёма продаж в 2023 г. стал Педиашур компании «Эбботт», продукт занимает почти 33% от общего объёма рынка (с учётом e-com канала), правда за год суммарный объём продаж тут увеличился всего на 4%. Абсолютным лидером с точки зрения рублёвой динамики стала марка Нутилис от «Нутриции» (подразделение «Данон»), за год продажи выросли в 68 раз, продукт также предназначен для пациентов с дисфагией. Но с точки зрения оборота это пока всё же очень нишевой продукт. Серьёзной динамикой может похвастаться так же марка Леовит (рост в 3,7 раз) от российской «Леовит нутрио», здесь прирост обеспечили в основном белковые коктейли для пациентов с онкологическими заболеваниями. Наконец из числа продуктов, входящих в ТОР-10 с точки зрения рублёвого объёма продаж, важно отметить Фрезубин от немецкой «Фрезениус» (рост на 67%) и российский Нутриэн от компании «Инфаприм» (рост на 57%). Обе эти линейки содержат десятки SKU, и большая часть из них демонстрировала значительную динамику.

Из числа отечественных компаний в рамках ТОР-20 с точки зрения денежного объёма продаж максимальную динамику относительно 2022 г. показал «Фаворит» (рост на 54% в рублях), динамику в основном обеспечил шампунь-репеллент для кошек и собак Гуд Дог & Кэт. Второй результат у компании «Биогард» (+51%) и тоже благодаря репеллентам: Мисс Кисс и Мистер Бруно. Сопоставимыми темпами наращивают продажи компании «Агробиопром (+49%) и Экопром (+41%).

Рис. Структура продаж лечебного энтерального питания на розничном рынке России по федеральным округам по итогам 2023 г.

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: