Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: развитие онлайн канала в российской фармацевтической рознице в 2023 г. резко затормозилась, динамика фактически сравнялась со среднерыночной

13 февраля 2024 г.

Общий объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 2023 г. составил 326,4 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублёвая динамика относительно результатов 2022 г. составила 10,8% (в рублях), показатель прироста в фармацевтическом e-com пока несколько выше, чем по рынку в целом, здесь по итогам года мы фиксировали динамику на уровне 9,7% с учётом нелекарственного ассортимента, но разница уже практически практически полностью нивелировалась. Максимальные темпы роста e-com канал демонстрировал в 2021-2022 гг., соответственно на уровне порядка 53% и 40%, тогда рынок по максимуму отрабатывал запуск возможности онлайн продаж ОТС-ассортимента, на тот момент динамика кратно превышала показатели прироста по российской рознице в целом.

В 2023 г. общая доля онлайн канала составила 16,6%, это на 0,1% больше, чем фиксировалось в 2022 г. Сейчас e-com фактически исчерпал возможности роста в условиях ограничений по разрешённому к продаже ассортименту. Общую динамику пока подпитывают онлайн проекты отдельных игроков, которые находятся в активной инвестиционной стадии, но этот этап вряд ли будет продолжителен во времени без внешних стимулов. При этом в отрасли всё в большей степени ощущается давление со стороны крупных отечественных маркетплейсов, которые активно наращивают работу в категории товаров для красоты и здоровья. В итоге серьёзных предпосылок для опережающего развития в 2024 г. онлайн канал фармрынка, увы, не имеет. Хотя пока также рано утверждать, что нам придётся стать свидетелями значимого сокращения активности в фармацевтическом e-com в текущем году.

Общая выручка организаций, в рамках ТОР-20 по итогам анализируемого периода, достигла 289,7 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), в общем объёме российского e-com канала, с учётом нелекарственного ассортимента, это порядка 88,8%. По итогам 2023 г. только 11 из 20 компаний показали динамику выше среднерыночной, правда и примеров выраженного сокращения активности среди топовых игроков тоже было немного, скорее речь шла об определённой коррекции относительно завышенных из-за ажиотажа 2022 г. показателей.

Абсолютный рекорд с точки зрения динамики в ТОР-20 вновь обновила сеть «Алое», продажи организации в онлайн выросли в 5,7 раз относительно показателей 2022 г. Здесь, разумеется, надо иметь в виду эффект низкой базы и активную фазу инвестиций, в которой находится это направление в компании, но тем не менее в топе это уже единственный пример кратной динамики продаж. Остальные успешные игроки в рамках двадцатки могут похвастаться динамикой на уровне нескольких десятков процентов. Здесь максимальный прирост был зафиксирован у агрегатора «Ютека», за год оборот организации вырос на 79%, по итогу компания в прошлом году вышла на 7-е место в рейтинговой таблице. Второй результат у сети «Имплозия» (+56%) и с минимальным отрывом тройку лидеров с точки зрения прироста замыкает «Апрель» (+54%).

Другие агрегативные форматы показывают разнонаправленную динамику, так крупнейший онлайн игрок на фармацевтическом рынке «Аптека.ру» показала отрицательный показатель прироста на уровне -0,4%. Аналогичный сервис «Здравсити» по сравнению с 2022 г. обеспечил рост выручки на 21%, причём совершенно очевидно, у компании есть ещё внушительный потенциал роста, во всяком случае базовая оффлайн инфраструктура позволяет поступательно наращивать активность. Отрицательный показатель по итогам 2023 г. продемонстрировал также «Монастырёв.рф», за год выручка организации в рамках онлайн канала сократилась на 1%.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 2023 г.

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: