Анализ деятельности аптечных сетей

Анализ деятельности аптечных сетей

оценка состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла как на федеральном уровне, так и в конкретных регионах, прогноз развития аптечных сетей

Построение прогнозов

прогноз продаж продукта или отдельного рынка с использованием уникальных математических моделей

Разработка бизнес-планов и планов маркетинга

подготовка подробных бизнес планов, необходимых для оценки целесообразности запуска проекта

Поиск потенциальных партнёров для контрактного производства ЛП в России

подбор и оценка потенциальных партнёров исходя из технических возможностей, наличия соответствующего опыта и репутации

Перепись аптек России

адресная база данных с полной информацией об аптечных учреждениях, работающих в России

RNC Pharma: на розничном рынке медицинских термометров наиболее стабильным спросом в 2023 г. характеризовались категория аналоговых ртутных приборов

13 февраля 2024 г.

На розничном рынке России (включая онлайн канал) в 2023 г. было продано 9,9 млн шт. медицинских термометров на сумму 3,3 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС). За год натуральный объём продаж сократился на 12%, рублёвая динамика тоже уходит в минус, здесь относительно 2022 г. падение на 15,7%. Динамику в целом определяло сокращение спроса в оффлайн канале, здесь объём продаж сократился на 19% в рублях и на 15% в натуральных единицах, сегмент электронной торговли заметно вырос как в рублях (+16%), так и в штуках (+23%), но общий объём тут пока сравнительно невелик – онлайн формирует всего 11% продаж, что не позволяет обеспечить рост категории по ритейлу в целом.

На рынке представлено две ключевых категории медицинских термометров: аналоговые и электронные, обе в минувшем году демонстрировали сокращение спроса. Натуральный объём продаж аналоговых приборов относительно 2022 г. сократились на 10,8% в штуках, электронные потеряли 13,5%. Интересно, что аналоговые приборы в 2023 г. заметно подешевели, средняя стоимость тут сократилась на 7,4%, при этом ценник на электронный тип термометров почти не изменился, хотя и здесь фиксировалась некоторая коррекция в минус, но она не превышала 0,6%. Электронные приборы можно условно разделить на контактные и инфракрасные, общие тенденции потребления по данным категориям в 2023 г. практически не различались, снижение спроса было почти синхронным. Аналоговые приборы делятся на ртутные и безрутные (на основе сплавов металлов: галлия, индия и олова). И здесь в 2023 г. классический тип приборов, на основе ртути, единственный продемонстрировал положительную динамику продаж (+0,2% в штуках). Такие приборы выгодно отличаются от безртутных аналогов лёгкостью стряхивания, в итоге потребители предпочитали их более безопасным аналогам на основе сплава, даже несмотря на то, что последние в рознице стоят примерно на 15% дешевле.

В группе электронных приборов абсолютными лидерами с точки зрения денежного объёма продаж выступают компании «Эй Энд Ди» и «Би.Велл», рублёвые объёмы тут почти идентичны (с разницей в 6 млн. руб.), при этом обе компании демонстрируют сокращение денежного объёма продаж на 8% и 3% соответственно. А вот натуральные различаются существенно, японская компания в 2023 г. реализовала почти на 200 тыс. приборов больше. Максимальную динамику в группе по итогам прошлого года продемонстрировала китайская «Кофоэ Технолоджи Девелопмент», за год продажи выросли в 9 раз, компания реализует в России модель инфракрасных термометров KF-HW-001. Второй с точки зрения динамики результат у немецкой «Браун», производитель показал почти пятикратный рост продаж в рублях. Здесь уже значительно более широкий портфель, но основной вклад обеспечили тоже бесконтактные приборы, в частности модель IRT6520 ThermoScan 7.

По группе аналоговых термометров есть важная особенность, большинство приборов тут реализуется в качестве ноунеймов, на них в прошлом году приходилось порядка 69% продаж. Интересно, что небрендированная продукция представлена как в онлайн, так и в оффлайн канале, правда в последнем их доя всё-таки несколько ниже. Что касается брендов, то по итогам 2023 г. лидировала с точки зрения денежного объёма продаж британская «Меридиан Медикал Продактс», второй результат принадлежит российскому «Термоприбор», причём разница здесь минимальная (приблизительно 1,3 млн. руб.), обе компании демонстрировали сокращение продаж на 1% и 4% соответственно. Максимальный прирост по категории аналоговых медицинских термометров в 2023 г. показала компания «Амрус» (рост на 39% в рублях), основной вклад в динамику внесла модель TVY-130.

Рис. Объём продаж медицинских термометров по типам на розничном рынке России в денежном (рубли, розничные цены, включая НДС) и натуральном (шт.) выражении

Уважаемые коллеги! Мы запустили ещё один способ коммуникации – официальный Телеграмм-канал Аналитической компании RNC Pharma. Будем рады видеть вас в числе подписчиков! Подключайтесь по ссылке: https://t.me/rncpharma

или сканируйте QR-код: